Пролетарский - Заводской район Саратова 2024

Перейти к контенту

Пролетарский

Появился в начале 20 века на окраине Агафоновки и назывался сначала Астраханским. Сюда в 1936-м планировали построить мост со стороны Улешей. Ранее здесь предусматривалась целая площадь с парком и административными зданиями, но планам скорее всего помешала война. В итоге поселок застроили частными домами, а позже пустили туда 9-й трамвай.
Благодарим за основу статьи ЖЖ Сарметро

Начало 20-го века, западная окраина Саратова – Астраханский тракт после пересечения с железной дорогой. На схемах – пустое пространство. Через пару вёрст начинаются Рокотовка, Углёвка, Заплатиново, Юнгеровка, а между ними ни на одной карте пока ничего нет.

На месте поселка в начале века были дачи рядом с поселком Агафоновка, отсюда наверно и появилась улица Огородная. Но город быстро рос, так что вскоре здесь появился жилой сектор.
Первые свидетельства об этом нашлись на сайте НИИ Теории архитектуры и градостроительства. Планы застройки Пролетарского района там только самые детальные...

Район в 1927 году называется Астраханским посёлком, сегодня это забытый топоним. Но на схеме отчётливо видны планы по полной реконструкции района и превращение его в самостоятельную городскую единицу с собственным центром. Вот более чёткая схема.
Огромная центральная площадь Пролетарского района должна была находиться в пределах сегодняшних улиц Прессовой и Огородной «сверху вниз» и между 4-м и 3-м Нагорным проездами «слева направо». Примерные пропорции площади – 250 на 350 метров. Ширина проспекта в южном створе площади – 100 метров.

Проспект, который уходит из северо-восточного угла должен был «выйти» на 8-ю линию Агафоновского посёлка, а северо-западный луч – дойти до 7-й Нагорной улицы в районе её пересечения с Донской.

Улица в южном торце площади должна была получить имя Иосифа Виссарионовича Сталина, а проспект, который просодит с Северо-Запада на Юго-Восток – улица Фридриха Энгельса. Название улицы, которая соединила бы сегодняшние Стадион «Волга» и Агафоновку, разобрать не удалось – только несколько букв. Таким образом наложив схему на современную карту получим... Та-да! Пролетарский район Саратова.
Проект улицы Фридриха Энгельса в районе городского парка и Красного Мостика из книги «Планировка и реконструкция г. Саратова, датированная 1936 – 1937 годами предусматривал мост и трамвайную линию. Представляете себе: от Ильинской площади до Пролетарки за 10 минут?
Но дальше случилась война. До неё ничего реализовано не было. Об этом свидетельствует немецкая аэрофотосъёмка (повезло, что рядом были стратегические объекты – «Комбайн» и цементный завод – и данный район города имеется в хорошем разрешении).

Видно, что район уже застраивается двехэтажными бараками и домами по квадратной планировке, на месте, где должна была появиться площадь рядами стоят новые бараки. И от проекта с площадью и арбатом осталось только название улицы Арбатская в частном секторе.
Ну а после войны по-видимому было принято решение старые дома не расселять, а начинать застраивать новые земли, к югу от «Комбайна», где тогда уже находился авиационный завод. Рабочих заводу требовалось много, и ездить они из Пролетарского посёлка должны были очень долго. Так появились 1-й – 4-й жилучастки. А о грандиозном проекте 30-х – Пролетарском районе – все благополучно позабыли.

Причин упадка района ни в каких документах найти не удалось – версия о жилучастках «Комбайна» – это только версия.
С постепенным ростом поселка появляются новые топонимы, такие как 1-я Пролетарка, 2-я и даже 3-я!

Завод тяжёлых зуборезных станков с 50-х - стал основой для роста посёлка.

Поселок Пролетарский с появлением трамвайной линии постепенно застраивается, причем чаще сразу 9-этажными домами с конца 80-х посреди частного сектора, позже в нулевых появляются многоэтажные жилые комплексы, например Лопатина гора, Бестужев сад. Однако транспортная доступность остается проблемой для жителей.
Нерешенных проблем достаточно много, например, частые аварии на водопроводе, заледеневшие спуски зимой на дорогах, а качество трамвайного сообщения заставляет желать лучшего.
Среди последних качественных изменений поселка - это обновление сквера Пролетарский - заасфальтированы дорожки и поставлена детская площадка, местами появились тротуары и более качественные дороги для автомобилей. Постпенно расселяют старый жилой фонд.
Церковь на фоне розового заката - одно из самых прекрасных что можно увидеть в поселке.
Обновлено 9.02.2023
@ Заводской Online 2008-2023 При использовании материалов сайта гиперсылка обязательна
Назад к содержимому