Пролетарский
Появился в начале 20 века на окраине Агафоновки и назывался сначала Астраханским. Сюда в 1936-м планировали построить мост со стороны Улешей. Ранее здесь предусматривалась целая площадь с парком и административными зданиями, но планам скорее всего помешала война. В итоге поселок застроили частными домами, а позже пустили туда 9-й трамвай.
Начало 20-го века, западная окраина Саратова – Астраханский тракт после пересечения с железной дорогой. На схемах – пустое пространство. Через пару вёрст начинаются Рокотовка, Углёвка, Заплатиново, Юнгеровка, а между ними ни на одной карте пока ничего нет.
На месте поселка в начале века были дачи рядом с поселком Агафоновка, отсюда наверно и появилась улица Огородная. Но город быстро рос, так что вскоре здесь появился жилой сектор.

Первые свидетельства об этом нашлись на сайте НИИ Теории архитектуры и градостроительства. Планы застройки Пролетарского района там только самые детальные...
Район в 1927 году называется Астраханским посёлком, сегодня это забытый топоним. Но на схеме отчётливо видны планы по полной реконструкции района и превращение его в самостоятельную городскую единицу с собственным центром. Вот более чёткая схема.

Огромная центральная площадь Пролетарского района должна была находиться в пределах сегодняшних улиц Прессовой и Огородной «сверху вниз» и между 4-м и 3-м Нагорным проездами «слева направо». Примерные пропорции площади – 250 на 350 метров. Ширина проспекта в южном створе площади – 100 метров.
Проспект, который уходит из северо-восточного угла должен был «выйти» на 8-ю линию Агафоновского посёлка, а северо-западный луч – дойти до 7-й Нагорной улицы в районе её пересечения с Донской.
Улица в южном торце площади должна была получить имя Иосифа Виссарионовича Сталина, а проспект, который просодит с Северо-Запада на Юго-Восток – улица Фридриха Энгельса. Название улицы, которая соединила бы сегодняшние Стадион «Волга» и Агафоновку, разобрать не удалось – только несколько букв. Таким образом наложив схему на современную карту получим... Та-да! Пролетарский район Саратова.

Проект улицы Фридриха Энгельса в районе городского парка и Красного Мостика из книги «Планировка и реконструкция г. Саратова, датированная 1936 – 1937 годами предусматривал мост и трамвайную линию. Представляете себе: от Ильинской площади до Пролетарки за 10 минут?

Но дальше случилась война. До неё ничего реализовано не было. Об этом свидетельствует немецкая аэрофотосъёмка (повезло, что рядом были стратегические объекты – «Комбайн» и цементный завод – и данный район города имеется в хорошем разрешении).
Видно, что район уже застраивается двехэтажными бараками и домами по квадратной планировке, на месте, где должна была появиться площадь рядами стоят новые бараки. И от проекта с площадью и арбатом осталось только название улицы Арбатская в частном секторе.

Ну а после войны по-видимому было принято решение старые дома не расселять, а начинать застраивать новые земли, к югу от «Комбайна», где тогда уже находился авиационный завод. Рабочих заводу требовалось много, и ездить они из Пролетарского посёлка должны были очень долго. Так появились 1-й – 4-й жилучастки. А о грандиозном проекте 30-х – Пролетарском районе – все благополучно позабыли.
Причин упадка района ни в каких документах найти не удалось – версия о жилучастках «Комбайна» – это только версия.

С постепенным ростом поселка появляются новые топонимы, такие как 1-я Пролетарка, 2-я и даже 3-я!
Завод тяжёлых зуборезных станков с 50-х - стал основой для роста посёлка.
Нерешенных проблем достаточно много, например, частые аварии на водопроводе, заледеневшие спуски зимой на дорогах, а качество трамвайного сообщения заставляет желать лучшего.

Среди последних качественных изменений поселка - это обновление сквера Пролетарский - заасфальтированы дорожки и поставлена детская площадка, местами появились тротуары и более качественные дороги для автомобилей. Постпенно расселяют старый жилой фонд.
Церковь на фоне розового заката - одно из самых прекрасных что можно увидеть в поселке.

Дополнение - комментарий
Рассказывает местный житель.
Трамвайную линию по Огородной построили в 1929 году. В справочнике 1932
г. маршрут #2 "Рынок - Пролетарская слободка".
Про довоенный проект застройки поселка можно было бы добавить то, что от
него до сих пор остался не застраиваемый кусок улицы Сталина - сквер
Пролетарский (улица Пролетарская от Ново-Астраханской до Огородной
улиц).
Про Арбатскую улицу: больше похоже на додуманное натягивание названия
улицы на проект. Арбатская улица очень далеко от проектируемой площади
и, глядя на наложение проекта на современную схему, видно, что в том
месте ничего особенного нет.
"Площадь в границах улиц Прессовой и Огородной" - на схеме улица
Огородная проходит "под словом Поселок", то есть граница площади выше.
Примерно в районе ныне существующего 1-го Огородного проезда. Даже на
вашем наложении это сильно заметно.
Видимо на sarmetro посчитали по квадратам как от Ново-Астраханского
шоссе, хотя его тогда не существовало. Нижняя улица на проекте - это
Ново-Астраханская УЛИЦА.
9-этажки по Огородной начали строить в 70-х, а не в 80-х.
А до 9-этажек пятиэтажные дома уже были. Например, несколько по 7-ой
Нагорной улице, 4-я Нагорная 20а, Огородная 90/100, Огородная 91
(несколько домов с литерами). Кроме 90/100 и 20а, все построены в 60-х.
Где-то до 70-х годов примерно на месте дома по Огородной 87 был
рынок-барахолка. По рассказам, со всего города приезжали сюда за редкими
пластинками мало разрешенных музыкальных коллективов. Чем еще торговали
особо никто не помнит)
Из нововведений: появилась первая половина сквера на Прессовой на месте
снесенных двухэтажных бараков. Хотя сквером эту площадь трудно назвать.
Там поставили лавочки, заасфальтировали дорожки и ... перед этим
вырубили все деревья, коих было много.
P.S. моя бабушка поселилась в 70-х годах на Пролетарской 19а и время от
времени называет Пролетарскую улицу как улица Сталина. Сама она про тот
проект ничего не знала. Значит этот "не родившийся топоним" перешел ей
от местных старожил.
С 2022 до 2025 на Огородной модернизируют трамвайную сеть. Закуплены новые трамваи.
Обновлено 7.04.2025